Праздники прошли без спроса

Кризис изменил предпочтения россиян в период так называемого высокого сезона - праздничных 23 февраля и 8 Марта.

Для ритейлеров это один из ключевых ориентиров в оценке спроса на год. Выяснилось, что покупатели стали экономить на подарках, ориентируясь на базовые товары низкого ценового сегмента.

Пока падение наблюдается в основном в штуках, в деньгах рынокиз-за девальвации рубля растет. Но уже с мая эксперты ждут снижения продаж смартфонов, планшетов и бытовой техники и в денежном выражении.

Ъ' опросил ритейлеров и производителей бытовой техники и электроники, как проходили продажи в первую волну высокого сезона после новогоднего потребительского бума. Для рынка важны результаты продаж 23 февраля и особенно 8 Марта, так как они позволят понять глубину экономического кризиса, поясняет топ-менеджер зарубежного производителя электроники. По его данным, в праздники снизились продажи планшетов и в особенности крупной бытовой техники. Это подтверждает управляющий директор Candy в России Антон Харин: продажи стиральных машин снизились на 30%. «Люди ориентируются на базовые товары низкого ценового сегмента. Технологические новинки продаются намного хуже», - отмечает он.

По словам участников рынка, россияне, очевидно, экономили на подарках. «Если раньше на праздник дарили смартфон, то теперь это электронная книга. Цифровая камера - вместо планшета», - объясняет гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. В 2015 году усилился интерес к аксессуарам - чехлам, колонкам, Bluetooth-гарнитурам, говорит представитель «Связного» Мария Заикина.

В сети «М. Видео» зафиксирован более чем двукратный скачок продаж mp3-плееров, двукратный рост электронных книг и 40-процентный - цифровых фоторамок. Выросли и продажи бюджетных смартфонов, доля которых достигла 45%, а также планшетов до 5 тыс. руб., говорит представитель «М. Видео» Антон Пантелеев.

С 9 февраля по 8 марта 2015 года в России было продано 3 млн телефонов, смартфонов и планшетов, свидетельствуют предварительные данные «Евросети». Это на 100 тыс., или 3%, меньше, чем в 2014 году, однако в денежном выражении продажи выросли на 16%, до 22 млрд руб. По словам исполнительного вице-президента компании Виктора Луканина, рынок смартфонов продемонстрировал за праздничную неделю падение на 5% в натуральном выражении и рост на 10% - в денежном, сотовых телефонов - падение на 28% и 25% в денежном, планшетов - рост на 1% в натуральном выражении и падение на 21% в денежном. «Для сопоставления, если посмотреть те же недели 2014 года в сравнении с 2013 годом, рынок смартфонов вырос на 64% в натуральном выражении и 34% - в денежном, рынок телефонов упал на 28% в натуральном выражении и 37% - в денежном, рынок планшетов вырос на 73% в натуральном выражении и на 34% - в денежном», - отмечает он.

Представитель другой розничной сети электроники подтвердил, что в феврале и начале марта продажи смартфонов и планшетов в штучном выражении упали. «Трафик в сети re: Store уменьшился, соответственно, количество покупок снизилось», - говорит представитель Inventive Retail Group Людмила Семушина. При этом выручка в re: Store в праздничные дни выросла на 49%, что, по ее словам, связано с подорожанием товаров. Представитель другой розничной сети утверждает, что у них продажи iPhone упали на 25%. Это связано с подорожанием смартфонов на 70% и с невозможностью удовлетворить спрос на iPhone 4S из-за дефицита. В «М. Видео» продажи техники Apple удалось оживить за счет новой кредитной программы. В Apple ситуацию не комментируют.

Samsung, в минувшем декабре повысившая цену на фаблет Galaxy Note 4 на 26%, в январе изменила тактику, отмечает собеседник «Ъ». Компания сократила маркетинговые выплаты ритейлерам, снизив цену на продукцию, по его словам, «чтобы не потерять долю на падающем рынке». Так, в минувшую среду в фирменном магазине Samsung Galaxy Note 4 продавался за 45 тыс. руб., что на 5 тыс. руб. дешевле, чем в начале года. Представитель Samsung сообщил, что цены на Galaxy Note 4 снижены с 20 февраля по 9 марта и сейчас вернулись на прежний уровень - 50 тыс. руб. Маркетинговая акция привела к росту продаж на 30%, сообщил источник в Samsung и подтвердил сотрудник сети. В канун 8 Марта в сети МТС продажи смартфонов и планшетов увеличились в штуках в полтора раза, а выручка - в два с половиной раза.

В четвертом квартале 2014 года продажи бытовой и компьютерной техники достигли максимума за весь период наблюдений, превысив 500 млрд руб. Но уже в январе они пошли на спад. Так, количество переходов с «Яндекс. Маркета» на страницы магазинов было на 8% меньше, чем в январе 2014 года. По мнению Михаила Бурмистрова, штучные продажи смартфонов, планшетов и бытовой техники падают почти у всех. Есть высокая вероятность, полагает эксперт, что после апреля рынок начнет проседать уже в деньгах.

Владислав Новый.







>> Академик Горынин, создатель материалов для флота и промышленности, скончался в Петербурге >> Любимый город Путина начал готовиться к 300-летию >> Акцию Ночь в музее посвятят в Иркутске юбилею Победы в ВОВ