Сиквел самого кассового в России фильма 2012 года «Духless 2», чей бюджет составил $4 млн, почти вернул эту сумму за первую неделю после премьеры. К концу проката, полагает продюсер кинокартины Федор Бондарчук, сборы превысят $9 млн. Фильм считается прибыльным, если собрал в прокате минимум вдвое больше бюджета. Это большая редкость для российского кино: в нынешнем году доходы своим создателям принесли пока лишь две картины, в прошлом - восемь, а за всю современную историю - всего 79 из почти 1,3 тыс.
Сборы фильма «Духless 2» по итогам первой недели проката 5-11 марта включительно составили 271,2 млн руб. (около $4,4 млн по среднему курсу ЦБ за эти дни), следует из данных единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС). ЕАИС учитывает данные почти 2,04 тыс. демонстраторов фильмов, включая крупнейшие киносети. Сборы картины только за первый уикенд проката, завершившийся 8 марта, составили 231 млн руб. (около $3,8 млн), сообщал ранее Бюллетень кинопрокатчика. С учетом этих показателей можно ожидать, что к концу проката фильм соберет $8,5−9,5 млн при бюджете $4 млн, подсчитал сайт Kinodata.pro. Продюсер «Духless 2» Федор Бондарчук ожидает того же: «Сейчас стоим на 550 млн руб., будем дожимать до 600 млн руб. ($9−9,8 млн по курсу ЦБ на 13 марта.- 'Ъ')».
Высоким сборам «Духless 2» не помешало даже то, что фильм еще до премьеры появился на крупнейших российских торрент-ресурсах. Продюсеры компании «Арт Пикчерс Студия» Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского и киностудии «Слово» Петра Анурова в начале марта подали заявление в Мосгорсуд с требованием удалить копии, размещенные на пиратских сайтах. По их заявлению суд ввел обеспечительные меры, обязав Роскомнадзор обеспечить блокировку или удаление фильма. По закону продюсеры могут до 17 марта подать иск к распространявшим фильм ресурсам. По состоянию на пятницу в базе Мосгорсуда не было информации о подобных исках.
Первая часть «Духless» в 2012 году собрала $13,36 млн при бюджете $2,8 млн. «Сиквелы, как правило, собирают меньше оригинала. Кроме того, рубль рухнул по отношению к доллару», - объясняет аналитик Kinodata.pro Сергей Лавров. «Духless 2», таким образом, станет 80-м прибыльным фильмом из почти 1,3 тыс. за всю современную историю российского кино и третьим прибыльным отечественным фильмом в 2015 году. «Наши продюсеры зарабатывают на производстве фильма, а не на его прокате, поэтому наша индустрия неприбыльна», - считает господин Лавров. Фильм считается прибыльным, если собрал в прокате минимум вдвое больше, чем стоил. Примерно половина кассовых сборов уходит на отчисления кинотеатрам, 7−8% - дистрибуторам, остальное получают продюсеры.
Так, в январе-феврале 2015 года из 21 российского фильма, вышедшего в прокат, смогли окупиться только мультфильм «Три богатыря: ход конем» (кинокомпания СТВ и студия «Мельница»), при бюджете $3,5 млн собравший $17,01 млн, и комедия «Восемь новых свиданий» (продюсерский центр «Горад»), при бюджете $2,3 млн собравшая $7,46 млн. По расчетам Kinodata.pro, за 2014 год окупилось в прокате всего восемь российских фильмов. Наиболее прибыльными стали комедии «Кухня в Париже» студии Yellow, Black and White (бюджет $2,3 млн, сборы $14,04 млн), «Любовь в большом городе-3» кинокомпании «Леополис» и студии «Квартал-95» ($2,7 млн и $15,88 млн соответственно) и «Горько-2» кинокомпаний «Базелевс» и «Лунапарк» ($2,6 млн и $13,25 млн).
Елизавета Макарова.