Гардемарины: Начало. Рецензия на фильм 'Чародей равновесия'

Чародей равновесия.

Конец XVII века. Царю Петру I принадлежит полновесная власть над всей Российской империей. Кроме одного места - Сухаревой башни, таинственного московского строения, которым заправляет Яков Брюс, сподвижник Петра, прозванный колдуном. Действительно, Брюс использует магические силы, но только для того, чтобы хранить равновесие Добра и Зла в нашем мире. Когда же договор между добрыми и злыми началами оказывается под угрозой, Яков Брюс вынужден отправить в волшебные миры свою дочь Марго и ученика Петю, чтобы те нашли и принесли колдуну мистические артефакты. Дружба, смелость и отвага становятся главным оружием юных исследователей волшебных стран, вход в которые спрятан на самой вершине Сухаревой башни….

Сухарева башня - реально существовавшая в Москве постройка, с которой были связаны многие тайны. С конца XVII века здание служило одним из символов столицы. В 1934 году башню снесли, несмотря на протесты москвичей.

«Тайна Сухаревой башни», словно соблюдая тайный сговор с тем легендарным сооружением, которое дало название проекту, полна загадок. Этот анимационный фильм долгое время был своеобразным «мультфильмом Шредингера», одновременно существовал и не существовал. Дело в том, что анонсированная еще много лет назад полнометражная картина долгое время оставалась мечтой для создателей, в то время как мини-сериал-продолжение уже несколько лет достаточно успешно бороздил телевизионные и интернет-эфиры, вводя в заблуждение любого, кто пытался разобраться в происходящем на экране. Понять, кто такие Петя, Марго и Кубик, по восьмисерийному сериалу было решительно невозможно, но теперь все вопросы должны отпасть - на свет появился фильм, который должен был познакомить зрителя с персонажами еще пять лет назад, но жизнь обрел только теперь.

Создатели «Чародея» ступают на весьма зыбкую почву - «Тайну Сухаревой башни» они относят к жанру исторического фэнтези или даже альтернативной реальности. В кадре одновременно находятся и вполне реальные персоны из российского прошлого: царь Петр и Яков Брюс, и вымышленные герои, причем абсолютно сказочные. Соблюдать указанное в заглавии равновесие от этого становится еще сложнее, впрочем, авторы, кажется, об этом ничуть не беспокоятся, история России для них является всего лишь трамплином для собственного воображения.

Авторы проекта планируют выпустить не менее трех полнометражных анимационных фильмов цикла «Тайна Сухаревой башни». Также сейчас на студии «Мастер-фильм» идет работа над новым 52-серийным сериалом о приключениях героев «Чародея равновесия».

Что же навоображали режиссер Сергей Серегин и сценаристы Анатолий Вологдин и Елена Габец? В паре строк описать всю широту выдумки авторов невозможно - в сюжете присутствуют гардемарины и оборотни, говорящие змеи и разумные роботы, гости из будущего и пришельцы из параллельных миров. Как понимаете, упаковать все это изобилие в единый фильм совсем не просто, а посему «Чародей» и не выглядит полноценным анимационным фильмом. Действие ленты построено так, что героям приходится перемещаться по разным мирам, включая наш, в результате очень слабых сценарных связок между такими перемещениями фильм превращается в набор коротких серий, разорванных размытыми границами. Вкупе с не слишком внятным общим сюжетом демонстрируемая история становится совершенно неинтересной для более-менее взрослого зрителя.

Может быть, тогда «Чародей» заинтересует маленьких посетителей кинотеатров? Не факт. Желание авторов добавить в историю щепотку образования скорее напугает малышей, им отсылки к мореходным школам, петровским реформам и конфликту западников и славянофилов ни к чему, им Кубика подавай. Однако привычную для малышни цветную экранную суету еще дождаться надо, пробраться до этого через массу пространных объяснений, ненужных героев и сомнительных ответвлений сюжета. Вряд ли это можно занести в плюсы картины.

Не заслуживает однозначной оценки и анимация, в ней читается слишком много заимствований, особенно из японской техники. Ругать за это не стоит, но адаптацию стиля студии Ghibli, сходство с которым авторы, кажется, не просто не скрывают, а выпячивают, стоило провести тщательнее - все-таки в России есть свои анимационные традиции, кое в чем очень далекие от японских. Не назвать слишком оригинальным и облик героев: мальчишка в мундире и девочка в платьице - так выглядит едва ли не четверть аниме-постеров. Про Кубика не хочется и говорить - шутка о происхождении его имени веселит только один раз, в остальном же на такого героя больно смотреть: неловкий, неумный и некрасивый.

Единственное, что всегда остается на высоте в детской анимации, - это очевидная, легко читаемая мораль. В данном случае во главу угла ставится уважение к старшим, защита слабых, дружба, смелость, гордость за свои корни и свою страну. Скажете, что это очевидные максимы, но, как показывают проблемы современного общества, повторять их никогда лишним не будет. «Тайна Сухаревой башни» пытается делать это в интересной для юных зрителей форме. Получается пока не очень хорошо, но будем верить, что авторы учатся на своих ошибках, иначе никакого равновесия нам не видать.

С 26 марта в кино.







>> NYT: Россия начала переписывать историю с Ивана Грозного >> В России испытают боевого человекообразного робота >> ВЦИОМ: 16% россиян считают панацеей от всех недугов просмотр телепередач о здоровье