В этом году сотни музыкальных коллективов попытаются вырваться из неизвестности на фестивале «South By Southwest 2015» (SXSW). В то же время одна чудаковатая группа отметит сорокалетие своего покрытого тайной существования. Мировая премьера «Theory Of Obscurity: A Film About The Residents», полнометражного документального фильма об анонимной авангардной поп-группе, состоится 14 марта. По словам многих известных поклонников группы, в том числе создателя «Симпсонов» Мэтта Гроунинга, иллюзиониста Пенна Джиллетта и лидер-вокалиста Primus Леса Клейпула, фильм углубляется в не известные ранее подробности и тайны единственной в своем роде помешанной на диссонансах группе, которая совершила революцию в подходе D.I.Y., предрекла изменения в концепции музыкальных клипов, популяризовала технологию CD-ROM и проложила путь длиною в четыре десятка диких лет прямо в постоянную экспозицию Нью-Йоркского Музея современного искусства. Режиссер Дон Харди, сотрудничавший с организацией Cryptic Corporation, которая занимается менеджментом группы, получил полный доступ к архивам коллектива. Благодаря этому фильм полон как известной, так и уникальной информации.
Но как же снять авторитетный документальный фильм о группе, члены которой остаются безымянными и безликими с самого их дебюта в 1974 году? «Мы много говорили о фильме Бэнкси «Выход через сувенирную лавку», - поясняет Харди. - В нем понятия «известный человек» и «произведение искусства» превосходно переворачиваются с ног на голову. По-моему, Гомер Флинн из Cryptic Corporation сказал однажды: «Рассказывая эту историю, нам нужно во многом опровергнуть ее достоверность».
Три раза фильм будет представлен на «SXSW», а The Residents отыграют свою последнюю программу «Shadowland» в рамках официального показа. Мы связались с Харди, чтобы обсудить его попытку задокументировать загадочный и странный мир самых эпатажных глазных яблок поп-культуры.
Как вы познакомились с The Residents?
На самом деле случайно. Я трудился над другим проектом с моим давним коллегой. Я работал тогда на NBC News в Сан-Франциско. Тот проект разваливался, и однажды мы решили пропустить пару-тройку рюмок с другим моим коллегой из NBC. В общем, там были я, Бартон Бишофф и Джош Кэппел. Джош упомянул, что ему пришлось как-то работать с The Residents - он помогал им в двух предыдущих турне. Как только он помянул этих ребят, я посмотрел на Барта - его глаза загорелись, и он спросил: «Ты знаешь, кто такие The Residents?» Помню, вскоре я ответил ему что-то вроде: «О, это же потрясающе. Кто-нибудь уже снял о них фильм?» А пару недель спустя мы уже ехали вместе на их юбилейные концерты.
Вы близко общаясь с The Residents. Скоро ли вы проникли в их тайны?
Достаточно скоро. Я вел себя и осторожно, и все же с журналистским напором. Я к этому приучен… Когда проникаешь за завесу, становится ясно, кто чем там у них занимается. Но в нашем случае, я бы сказал, проблема в том, что собранные нами истории противоречат друг другу. А все потому, что мы говорим о вещах, происходивших 40 лет назад. Сколько ни пытайся предусмотреть все ошибки, все равно будут противоречивые аспекты. За 40 лет произошла куча всего, и многое из этого просто-напросто забылось, поэтому очевидно, что я не мог снять фильм, полностью основанный на истинных фактах. Это было просто невозможно. (Смеется) Вы не можете побеседовать с ребятами из The Residents, вы можете только поговорить с теми, кто сотрудничал с ними на протяжении многих лет, и попытаться рассказать о том, каково это - работать с ними. В конце концов, фильм не о людях, а о коллективном подходе к искусству.
Нельзя постоянно сравнивать человека с глазным яблоком, но иначе не получается.
есомненно! Я уже слышал все эти истории. Мы подшучивали над некоторыми известными людьми, которых много лет зачисляли в The Residents на протяжении многих лет. Самые выдающиеся из них - Боб Сигер, Дэвид Бирн и Джерри Харрисон. Я думаю, присутствие тайны гораздо интереснее какой бы то ни было реальности. Даже если бы сам Пол Маккартни скрывался под «глазным» шлемом - да, это само по себе было бы круто, но не зная этого, в своем воображении можно придумать все что угодно, а это гораздо увлекательнее.
Если ваш фильм посвящен неизвестности, зачем вы поставили в титры свое имя?
(Пауза) Это хороший вопрос. Знаете, мы очень много это обсуждали. Мы не указывали, кем создан и выпущен фильм, но дойдя до конца, поняли, что проделанная работа - это совместный труд. Изначально идея состояла в том, чтобы показать, что каждый является «резидентом», и вставить в конце фильма «Фильм снят The Residents». Мы так бы и оставили, но все дело в том, что фильм снят в том числе на деньги от краудфандинга, поэтому указать имена всех инвесторов было необходимо. Видимо, я не страдаю от недостатка эгоизма, в отличие от The Residents.
Сложно ли вам было создавать произведение искусства о музыкально-визуальной группе?
Да, определенно. Но нам повезло: мы располагали огромным количеством музыки и видео, с которыми можно было работать. Я не могу в должной степени отблагодарить Cryptic Corporation. Они позволили нам копаться в архивах и никогда не сомневались, а тем ли мы занимаемся. Благодаря такому доверию мы прошли путь от начала до конца. И все, что было найдено нами, мы могли использовать.
Самая невероятная запись из ранних семидесятых - когда The Resident сорвали в Сан-Франциско «свободный микрофон».
Да, шоу в Boarding House. Это было потрясающе.
Тогда их лица не скрывали никакие маски. Почему же вы приняли решение включить в фильм этот эпизод?
Это довольно удивительно: люди видят только то, что хотят видеть. Стоит приглядеться, и можно увидеть, кто есть кто на самом деле… а можно и не увидеть. Нам ясно, что этот случай был для них серьезным шагом вперед, и мы просто не могли упустить это событие. Нас не слишком заботило, что кто-то раскроет группу: на предпоказе для сан-францисских спонсоров фильма никто ничего не заметил. А та пленка, кроме всего прочего, подпорчена, имеет некоторые искажения, но мы попытались обратить это в свою пользу, чтобы добавить еще немного загадочности.
Вы были в Нью-Йоркском Музее современного искусства, когда «Окончательный бокс-сет» стал частью постоянной экспозиции.
Нас привели в комнату, где работают реставраторы. Заходишь - тут и огромный Пикассо, тут Джаспер Джонс, все эти прекрасные произведения искусства… и прямо в середине стоит наш холодильник, полный всякого хлама. День получился действительно сюрреалистичный, и я знаю, что Гомер был очень тронут тем вниманием, с которым нам представляли эту композицию. Они даже пригласили какого-то специалиста, который определял с помощью спектрометра, из чего сделана упаковочная пленка альбомов, чтобы установить, как долго она будет разлагаться. То есть 50 лет или 100 лет пройдет, а тот холодильник с альбомами все еще будет жить.
Как-то мы сидели и думали над тем, как следует представить экспонат. Оставить двери холодильника открытыми или все же их закрыть? И вообще, стоит ли его включать? Я сказал, что выглядит довольно круто, когда он включен, потому что лампочки внутри синие и создается впечатление, что света больше. А музейщики говорят: «Отлично, дельное замечание. Нам нужно больше лампочек, потому что они же могут перегореть, значит, нужны запасные…» Приятно было просто находиться в то время и в том месте, смотреть, как они обхаживают Гомера и с какой любовью и заботой роются в нашем барахле.
The Residents
Премьера фильма «Theory Of Obscurity: A Film About The Residents» состоится 14 марта.